Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.
Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция.
В связи с этим, ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики становится компетентностный подход. В качестве основного образовательного результата выделяют компетенции как совокупность смысловых операций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика и компетенция как качество личности, проявляющееся в деятельности, основанном на знаниях и опыте.
Школьный курс информатики в старшей школе призван решать задачи, направленные на информатизацию общества и формирование ключевых компетенций.
В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе. Можно выделить следующие компетенции:
- ценностно-смысловую;
- общекультурную;
- учебно-познавательную;
- информационную;
- коммуникативную;
- социально-трудовую;
- компетенцию личностного самосовершенствования.
Среди перечисленных компетенций ведущей, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция, поскольку коммуникация есть условие развития и способ реализации всех остальных компетенций. Компетенция во взаимодействии предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе:
- в собственном психологическом потенциале;
- в потенциале партнера;
- в ситуации и задаче.
Коммуникативная компетенция обеспечивает:
- совершенствование умений и способностей общения в учебно – научной, социально - бытовой, социально - культурной, официально – деловой сферах общения;
- овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности;
- развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации;
- совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с самостоятельно найденным и заданным основанием.
Коммуникативные компетенции формируются на основе общеучебных умений и навыков, а также предметных учебных умений, навыков и способов деятельности.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках информатики возможно в трех направлениях:
- Взаимодействие «человек-человек». В результате этого взаимодействия ученики учатся рассуждать, слушать и слышать друг друга.
- Взаимодействие «человек-компьютер». Изучив основные компоненты компьютера и их функции, программное управление компьютером, ученики учатся преобразовывать текстовую, графическую, числовую, звуковую, видеоинформацию, представляя ее в виде, доступном для лучшего восприятия, понимания и усвоения ее содержания.
3. Взаимодействие «человек-компьютер-человек». Использование возможности локальной и глобальной компьютерных сетей для получения новых знаний.
Проблему формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках информатики можно решить, используя :
- технологию проблемного обучения;
- проектную технологию обучения;
- прием решения ситуационных задач.
Наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуникативную компетентность учеников средствами информатики, на мой взгляд, позволяет проектная технология обучения, которая:
- позволяет организовывать деятельность, направленную на решение конкретной проблемы, завершающуюся созданием продукта труда;
- самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;
- пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развивать исследовательские умения;
- повышать самооценку, избавляться от некоторых комплексов;
- использовать компьютер как инструмент для творчества.
В ходе выполнения проекта его участники постоянно вступают во взаимодействие:
- «человек-человек» (при составлении плана решения проблемы, выбора оптимальных путей решения проблемы, защиты результатов своего труда);
- «человек – компьютер» (оформление результатов своей познавательной и практической деятельности);
- «человек - компьютер-человек» (получения недостающей информации и взаимодействия с другими участниками проекта с использованием возможностей локальной и глобальной компьютерных сетей).
Можно использовать следующие формы организации учебной деятельности в урочное и во внеурочное время, направленные на формирование коммуникативной компетенции, имеющие обучающую направленность, то есть способствующие отработке профессиональных умений и навыков:
1) Решение задач прикладного характера, способствующих формированию компетенции во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер»:
- форматирование статьи для школьной газеты ;
- создание «Шпаргалок по математике, русскому языку», используя средства MS Word;
- создание базы данных для школьной библиотеки;
- создание электронного журнала класса;
- разработка презентации для сопровождения доклада ;
2) Разработка и участие в творческих проектах с привлечением знаний из других предметных областей, способствующих формированию компетенции во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер», «человек-компьютер-человек»):
- создание галереи тематических компьютерных рисунков;
- разработка мультимедийных презентаций по выбранной теме;
- участие в учебных и межпредметных проектах, проводимых другими учебными заведениями.
3) Участие в дистанционных обучающих олимпиадах, когда обучающиеся не только получают задания и самостоятельно их выполняют, а сначала проходят обучающий курс, который позволит им выполнить поставленную перед ними задачу, способствующую формированию компетенции во взаимодействии «человек-компьютер - человек»;
4) Уроки в форме «деловой игры»: «Путешествия в мир профессий», пресс - конференция «Компьютерные вирусы», «Нужна ли в школе школьная газета?» и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий